Сколько должно быть на фуд-корте заведений питания? Обычно их число варьируется от шести до двенадцати. Но все определяется, прежде всего, размерами торгового центра и его индивидуальной концепцией. Зависимость от площади самая прямая: чем больше торговый центр, тем больше различных операторов способен вместить его фуд-корт. Ведь под эту зону отводится, как правило, 10-15% от общей площади центра.
Но размер и количество заведений это еще не все. Успешное развитие каждого конкретного фуд-корта, его посещаемость и доходы зависят напрямую и от того, кто именно арендует имеющиеся в наличии места.
Несложно догадаться, что наибольшим спросом у людей пользуются крупные и известные сети, те, кто работает на рынке уже давно и успел создать себе имя и определенную репутацию. Такие бренды подсознательно вызывают доверие, ассоциируются с надежностью и высоким качеством услуг. Потребитель уверен, что получит здесь то, к чему стремится.
На сегодняшний день практически все сетевые компании понимают, что их присутствие на фуд-кортах – это залог стабильности и успешного развития. Они делают все от них зависящее, чтобы упрочить свои позиции в этой области бизнеса.
Размещение на фуд-кортах делает торговую марку, узнаваемой. И чем больше у компании подобных точек, тем быстрее и эффективнее идет процесс популяризации бренда. Кроме того, фуд-корты – это замечательная возможность для экспериментов с концепцией фирмы. Можно, например, немного изменить ассортимент блюд или поиграть с дизайном помещения, чтобы найти то, что придется по вкусу клиентам. Такая гибкость и готовность к переменам благоприятно сказывается на общем имидже бренда.
Со всей серьезностью стоит подойти к выбору оборудования. Оно должно быть профессионального уровня, поэтому экономия здесь неуместна. Заготовка ингредиентов, деление на порции и приготовление блюд может производиться в закрытых от посторонних глаз цехах либо непосредственно в торговом зале, на виду у клиентов.
Существуют две разновидности точек фаст-фуда. Они могут быть уличными или стационарными. Уличные заведения реализуют свою продукцию под открытым небом и существуют в формате киосков, павильонов, тележек, автофургонов или передвижных прилавков. Блюда готовятся перед посетителями и употребляются ими неподалеку. У уличных фаст-фудов немало достоинств. Они, как правило, располагаются в очень удобных, доступных для людей местах (например, возле станций метро, на оживленных перекрестках).
Стационарные точки – это разнообразные кофейни, бары, пиццерии, бистро и небольшие ресторанчики. Большую популярность сегодня приобретают и ресторанные дворики (фуд-корты) на территории крупных торговых центров.
Компании фаст-фуда отличаются своей концепцией. Она может быть выстроена на каком-то одном продукте (хот-доги, пицца, блины, шаурма и так далее), так и иметь более широкий ассортимент (например, блюда китайской или японской кухни). Особняком стоит так называемая «веселая еда» - различные виды попкорна, чипсы, сахарная вата и тому подобное.
Но какую бы концепцию не выбрала фирма, в ее основе всегда будет лежать быстрота. То есть в меню включаются блюда, которые можно приготовить и подать посетителю, не затрачивая слишком много времени.
Естественно, такой подход накладывает определенные ограничения на ассортимент. Поэтому меню в фаст-фуде не столь обширно, как в классических кафе и ресторанах. Но выбор и разнообразие все же есть. А клиентов привлекает в торговые точки демократичные цены, быстрое обслуживание и отсутствие огромных очередей. По нормам фаст-фуда каждый посетитель обслуживается за 1-2 минуты. В ресторане же он проводит в среднем не более получаса.
В современном формате быстрого обслуживания есть несколько направлений. Это free flow, quick service restaurants и quick&casual. Самым же перспективным среди них считается, несомненно, free flow, что в буквальном переводе означает «свободный поток». Это словосочетание очень точно и наглядно отражает основные принципы работы заведения. Здесь блюда готовятся на открытой кухне, которую могут видеть все посетители. То есть готовка – это своего рода представление, кулинарное шоу и дополнительный способ рекламы.
В фри-флоу грамотно продумана система работы с посетителями. Весь ассортимент (а он может быть довольно широк) организован не линейно, а в виде тематических «островков». Чаще всего в заведении представлены следующие зоны: линия горячих блюд, линия самообслуживания, овощная, пивная и кофейная. То есть покупателю нет необходимости проходить весь ассортимент по пути на кассу. Он сразу может направиться к тем «островкам», которые ему интересны и нужны. Такой подход сводит до минимума риск возникновения длинных очередей даже при большом наплыве посетителей. Чтобы сделать работу ресторанчика еще более удобной и комфортной для людей, иногда делают не одну линию раздачи. В этом случае обслуживание идет еще быстрее.
Формат фри-флоу отличается разнообразием блюд – на любой вкус и кошелек. В меню обязательно есть салаты, мясо, рыба, запеканки. Периодически вводятся в ассортимент сезонные и праздничные кушанья. Например, в дни поста – постные блюда, на масленицу – оладьи и блинчики с различными наполнителями, в осенние и весенние месяцы – салаты из свежих овощей. Такой подход привлекает сотни и тысячи посетителей ежедневно. Также важно продумать оформление точки и планировку, рассчитать количество посадочных мест и закупить хорошее оборудование. Ну, и не забывать о качестве продукции. С соблюдением всех этих условий успех и процветание ресторанчику обеспечен.
Нельзя не признать, что фуд-корты в наши дни – это серьезный «игрок» в области ресторанного бизнеса, с которым нельзя не считаться. Формат быстрого питания пришелся многим по вкусу, поэтому продолжает стремительно развиваться и не собирается уходить с рынка. Многие компании рассматривают продвижение себя на фуд-кортах как приоритетное направление, а некоторые бренды вообще существуют исключительно в данном формате.
Такое положение вещей легко объяснить. В торговом центре можно без проблем снять в аренду площадь, что не всегда получается на улицах города. Следующий плюс – это большая проходимость, которая и обеспечивает прибыль. У заведения на фуд-корте клиенты будут всегда, и их не придется специально искать. В среднем в него приходит 150-500 человек ежедневно, окупая вложения владельца всего за 1,5-2,5 года.
Заведения быстрого питания ориентируются, прежде всего, на массового потребителя, в отличие от кафе и ресторанов более высокого класса. Поэтому фуд-корты более устойчивы к различным кризисам и неблагоприятным экономическим условиям. То есть этот бизнес можно назвать стабильным. К тому же он без особых проблем развивается в целую сеть – за счет четких стандартов производства и обслуживания.
Почему же появляются фуд-корты?
Тому есть несколько причин:
- возможность стабильного дохода за счет высокой проходимости торговой точки;
- высокая конкуренция в других областях ресторанного бизнеса;
- нехватка помещений, в которых можно открыть заведение общепита (а требования к ним довольно строги);
- как вариант развития сети и продвижения бренда.
Что может понадобиться для открытия заведения быстрого питания
Примерный список оборудования:
- встраиваемые холодильные и тепловые элементы;
- витрины – тепловые и холодильные;
- машины для нарезки овощей;
- тепловая линия (плиты, мармиты, фритюрницы, грили);
- охлаждаемые столы;
- линия (или линии) раздачи;
- холодильные и морозильные шкафы;
- аппараты для приготовления сахарной ваты и попкорна;
- кофемашина и аппарат для приготовления горячего шоколада;
- салат-бары;
- машина посудомоечная;
- пароконвектоматы;
- соковыжималки и сокоохладители;
- блендеры и миксеры;
- нейтральное оборудование (из нержавеющей стали).